В основе многообразной двигательной деятельности человека лежат важнейшие нервные процессы - возбуждение и торможение, а формирование двигательных навыков определяется комплексом разнообразных рефлексов - безусловных и условных. дети с момента рождения реагируют на свет, цвет, звуки, запахи и вкус. Новорожденный может плавать, у него немало унаследованных безусловных рефлексов - сосание, глотание, слюноотделение, кашель.
У новорожденного нет ни одного движения которое нельзя было бы вызвать путем простого рефлекся. Так физиологическая гипертония сгибателей рук и ног исчезает при купании ребенка в теплой ванне, и ребенок разгибает суставы; легкое поглаживание снимает повышенный тонус мышц сгибателей. Ребенок в положении на животе отклоняет голову назад, на левом боку - вправо, на правом боку - влево. Пассивный поворот таза вызывает у ребенка движение головы и плечевого пояса в ту же сторону. Это рефлексы равновесия, или вестибюлярные, то есть связанные с расположением частей тела. Если положить ребенка на живот с согнутыми ногами, а затем приставить ладонь к его стопам он будет разгибать ножки и продвигаться вперед - рефлекторное ползание.
Если приркасаться к ладошке ребенка каким-либо предметом он начинает хватать этот предмет - хватательный рефрекс. Легкое прикосновение к коже спины вызывает моментальное сокращение мышц разгибателей позвоночника - спинной рефлекс. На базе этих врожденных рефлексов образуются условные, приобретенные рефлексы. Условные рефлексы образуются и сохраняются при постоянной тренировке раздражителями, воздействующими из внешней среды на любые рецепторы. Но стоит прекратить или убрать раздражители, условные рефлексы исчезают. Следовательно, постоянное воздействие на рецепторы является необходимостью. Значение условных рефлексов для двигательной деятельности человека весьма важно, так как благодаря образованию в головном мозге временных связей возникают, формируются и совершенствуются все новые двигательные навыки.
0 Комментариев